Это связано, в том числе и с уходом международных перевозчиков: их место заняли азиатские игроки с флотом меньшего тоннажа. В результате вместо одного большого контейнеровоза в порт приходит десяток небольших. И время разгрузки растет, отметил генеральный директор компании «Совфрахт» Дмитрий Пурим: «Если раньше суда крупных перевозчиков приходили вместимостью по 4 тыс. TEU, то сейчас — не более 1,5 тыс. — и они считаются большими.
Между Россией и Китаем возят и по 200 ящиков. При этом по времени разгрузка четырехтысячного и двухтысячного контейнеровоза отличается ненамного. Кроме того, к новогоднему сезону ситуация всегда усугубляется, потому что праздники — катализатор увеличения торговли. Поэтому, конечно, ситуация скоро будет напряженной».
Порты Дальнего Востока и раньше сталкивались проблемами, например, в 2021-м, когда экономика восстанавливалась после локдаунов. Но нынешняя ситуация в разы хуже, в том числе из-за объявленной мобилизации, рассказал “Ъ FM” генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло: «Сейчас в среднем суда ожидают выгрузки от 10 до, внимание, 30 дней. Лично мы столкнулись с ситуацией, когда наш контейнеровоз ждал выгрузки 27 дней.
Иногда судно вообще разворачивается и уходит обратно в Пусан для выгрузки, потому что Владивосток не принимает. Порт загружен до такой степени, что приходится отправлять грузы обратно в порт перегрузки. С грузчиками тоже проблема из-за частичной мобилизации. По некоторым оценкам, под нее подпало до 30% — это не только грузчики, но и водители транспортных средств, и крановщики. Теперь вместо трех или четырех кранов работают два или один».
Из-за очередей в порту китайские грузы идут до Москвы вдвое дольше, рассказала “Ъ FM” коммерческий директор Transasia Logistics Валерия Савенкова. Трудности возникли и с погрузкой на железной дороге, отмечает эксперт: Проблемы сейчас не только из-за того, что суда очень долго стоят на рейде, но и в сроках отгрузки по железной дороге после проведения выпуска в свободное обращение.
Различные терминалы затрачивают на это от семи до 14 дней. Санкт-Петербург поделился оборудованием, буквально на днях группа Global Ports направила 10 тягачей и столько же полуприцепов на терминал. Возможно, это поможет несколько облегчить ситуацию. Но пока общее транзитное время из Китая до московских клиентов составляет уже порядка 55 дней, что почти в два раза больше среднего норматива».
В конце сентября ассоциация «Грузавтотранс» обратилась к президенту и Госдуме с просьбой дать отсрочку водителям грузовиков. Иначе отрасли не избежать проблем, в том числе с параллельным импортом.
Ссылка на источник: https://www.kommersant.ru/doc/5608997