В нынешней ситуации рост ставок фрахта на контейнерные перевозки достигает 800%, в пиковые периоды – 1000%. Это мировой рекорд, подчеркнул в беседе с «Логирусом» заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС при Президенте РФ (в 2013-2021 годах – начальник управления по борьбе с картелями ФАС РФ) Андрей Тенишев. – Подобные ценовые аномалии происходят на этом рынке во время экономических кризисов. Так было и в 2008-м, и в 2013 годах. Столь существенный рост ставок фрахта, по моему мнению, вызван не только объективными экономическими причинами. Понимая, что применением антимонопольных санкций стабилизировать ценовую ситуацию на рынке получится лишь до следующих экономических потрясений, мы говорили о том, что России нужен собственный контейнерный флот, и не только на арктическом направлении. Это позволит снизить зависимость от иностранных компаний (LR. сейчас она составляет 100%) и более-менее спокойно переживать подобные кризисные периоды, – пояснил эксперт.
В конце 2015 года ФАС России первой в мире в новейшей истории привлекла к ответственности за согласованные антиконкурентные действия крупнейших океанских контейнерных перевозчиков: A.P. Moller-Maersk A/S (Дания), Evergreen Marine Corp. Ltd (Тайвань) и др. В частности, в 2015-м было вынесено решение о незаконных согласованных действиях на рынке контейнерных перевозок, а в 2017-м виновным компаниям были назначены штрафы в общей сумме 1,5 млрд рублей. – Историческое решение ФАС стало возможным потому, что были приложены серьезные усилия. Над уникальным исследованием этого сложного товарного рынка работали лучшие ученые страны и самые квалифицированные сотрудники службы. Была политическая воля: в то время подобное поведение перевозчиков угрожало не только экономике России. Поэтому служба при проведении расследования взаимодействовала с антимонопольными органами Китая, Индии, Европы, ЮАР и еще ряда стран, – рассказал Андрей Тенишев. Результатом расследования стали не только штрафы, но и мировые соглашения, а также взятые компаниями на себя обязательства, которые позволили сохранить стабильность рынка контейнерных перевозок на несколько лет, подчеркнул собеседник «Логируса». Сейчас ФАС снова ведет сбор информации о правоотношениях участников ВЭД с морскими линиями в связи с признаками картельного сговора в ценообразовании морских перевозок. Однако эксперт сомневается в том, что Антомонопольная служба на сей раз «сможет повторить операцию» и добиться успеха. – Но, если мы думаем о средне- и долгосрочных эффектах, то серьезное международное антимонопольное расследование деятельности океанских контейнерных перевозчиков необходимо, – резюмировал Андрей Тенишев.